Памятник — древний культурный артефакт
История ритуальных надгробий уходит своими корнями в глубокую древность. Археологические раскопки свидетельствуют, что даже первобытные люди стремились обозначить места захоронения соплеменников. С развитием человечества менялось значение могилы, ритуального сооружения и их внешний вид. Египетские пирамиды, курганы, семейные склепы знатных родов и надгробные изваяния знаменитостей превратились в памятники истории и культуры. В оформлении надгробий не обходилось и не обходится без разделения на социальные слои: по виду памятника можно судить о статусе человека.
Религиозные памятники выделяются церковной символикой. Так, православных христиан было принято хоронить, устанавливая на могиле крест с тремя перекладинами. На старых кладбищах всегда увидишь стелы в виде деревянных, железных или каменных крестов. Современники нечасто устанавливают надгробие лишь в виде креста и плиты. Чаще ритуальную символику гравируют на поверхности стелы или вырезают в камне как часть сложной композиции. На религиозных памятниках часто высекают эпитафии,изображения святых покровителей, серафимов и ритуальные символы. Сохранилось одно принципиальное требование церкви — установка шестиконечного креста на могилу сразу после погребения. Таковы традиции православия. При желании сделать постоянный памятник с максимальным соблюдением церковных традиций следует сохранить форму шестиконечного креста, который может быть выполнен как из природного камня, так и из кованого железа.
Надгробия традиционно изготавливают из натуральных материалов — это благородно, красиво и долговечно. Такие природные камни как мрамор и гранит были и остаются самыми востребованными материалами в ритуальной сфере.
Современные технологии позволили довести и без того превосходные характеристики мрамора и гранита до совершенства. Для обработки поверхности используют смеси с полимерами и разнообразные укрепляющие и защитные составы, которые делают памятник еще более долговечным. А вот бетонные надгробия из каменной крошки уходят в прошлое, вытесняясь в нише «эконом» новыми синтетическими материалами — полимергранитом и литьевым мрамором.